Обзор статьи Хлои Веллс.

«Выборг наш»: вспоминая о «потерянном городе» Финляндии. Обзор статьи Хлои Веллс.

Ключевой вопрос, который исследуется в статье — это почему те, кто жил (или те, чьи родители жили) в финском Выборге продолжают поддерживать и пытаются передавать следующему поколению такие сильные, позитивные, ностальгические воспоминания о городе и культуре, которые давно бы исчезли, если бы не сохранялись в памяти, воссоздаваемыми образами? Второй вопрос: каким целям служат эти воспоминания об идеальном, потерянном финском городе в контексте финской идентичности и национальной идеи. Автор также исследует механизмы формирования коллективной памяти и «постпамяти» (Postmemory - термин, введенный учёным, изучающим Холокост, Мэриэнн Хирш (Hirsch) для описания отношения последующих поколений к личным и коллективным травмам прошлого), и обращается к вопросу о том, как меняются представления об этом городе через поколения.

В стать констатируется, что идея «Выборг Наш» («Vyborg is ours») до настоящего времени широко распространена в финской культуре. Интересно, что эта формулировка так же берется автором в кавычки, как устойчивое выражение. Это можно сравнить с выражением «Крым наш», которое по понятным причинам в России приобрело в последнее годы частое употребление — прямое и ироническое. 

Выборг представлен в финской культуре как как «потерянный город», идеализированный финский город прошлого, и это помогает удерживать в памяти представления о Выборге как о финском городе, несмотря на геополитическую реальность. По утверждению автора статьи в финской современной культуре существуют два Выборга: воображаемый финский Выборг и нынешняя российская реальность, которые имеют мало общего. Территориально-географические представления населения Финляндии включают в себя в себя потерянную в ходе Второй Мировой войны Карелию как «естественную» часть финского достояния нации. Выборг, восточный форпост, может символизировать дихотомию между фактическими границами финского государства и образом «истинной» или даже «святой» границы 1812/1920 годов. Этот образ «святой» границы создается и поддерживается с помощью процессов пространственной социализации, особенно преподавания финской истории. 

 

Для тех, кто не может прочесть статью на языке оригинала, мы публикуем её заключение.

 

Заключение.

Способы, которые избирательно напоминают или способствуют забвению о Выборге, не так просты. Сложная смесь запоминания и забвения создает и поддерживает идею, что «Выборг наш», то есть финский. Ностальгические воспоминания о 1920-х и 1930-х гг. в Выборге резко окрашены в связи с внезапной и травмирующей потерей города в 1940 году и снова в 1944 году.

Выборг по-прежнему представлен в Финляндии как важное символическое место, символизм этот распространяется и на довоенный период. Город символизирует память, символизирует то, что Финляндия потеряла в результате Второй мировой войны, но смогла «сохранить живыми» образы и воспоминания об «идеальном» Выборге 1930-х годов, который существует только в историях его бывших жителей. Именно это придает Выборгу мифическую и ностальгическую ауру. 

Виртуальные сообщества (такие как группа Viipuri на Facebook) представляют собой постоянно меняющуюся и меняющуюся коллективную совместную память о Выборге, которая более детализирована, чем «черно-белые» истории, рассказанные в Viipuri-muistot, и определенно более живые и динамичные, чем модель Выборга в Лаппеенранте или его онлайн-партнере VirtualViipuri.

Память о Выборге и забвение, которые его окружают, - не статичные явления, а спорные процессы. Можно заметить, что однородная коллективная память, посвященная принадлежности Выборга, постепенно расширяется, охватывая, например, историю Гражданской войны. В средствах массовой информации, музеях и онлайн-сообществах это все же богатый черно-белый Выборг 1930-х годов и несколько ключевых зданий шведской и финской эпохи, которые доминирует над воображаемым городом. В настоящее время коллективная память о Выборге в Финляндии регулируется и ограничивается личными и коллективными воспоминаниями, которые выражают ностальгическое стремление к финскому Выборгу.

Лозунг «Выборг наш», подкрепленный «воспоминаниями» об идеальных финских селениях, вписывается в укоренившиеся представления о финской нации и территории, усиленной пространственной социализацией, и, таким образом, вероятно, будет продолжать доминировать. В моем предстоящем исследовании будут изучаться коллективные воспоминания о том, что Выборг передается следующему поколению, и считают ли они, что «Выборг наш». Чувства к Выборгу, которые могут быть переданы в качестве пост-воспоминаний, являются сильными, так как отвечают фундаментальным человеческим потребностям в идентичности и принадлежности. Прошедшие годы и смена поколений не всегда ослабляли эмоции горечи, гнева и ностальгии, которые насыщают воспоминания о Выборге.

Хлоя Веллс. Университет Восточной Финляндии.

Статья была представлена на 13-й Международной конференции Европейской ассоциации истории городов, в Хельсинки, в 2016 году.

 

Оригинал статьи: https://goo.gl/wV8V6U

Wells, Chloe. (2016). "Vyborg is ours": remembering a 'lost town' in Finland. Paper presented at the European Association for Urban History 13th International Conference, Helsinki, Finland August 24-27, 2016..

Read More

Viipuri открытый заново

Viipuri открытый заново

Перевод статьи. Источник на английском языке: https://goo.gl/LFnPL5

 

Ностальгия приводит автора к финскому городу России.

Макс Якобсон

 

Шёл 1972 год, и я никогда не слышал о Viipuri,о городе, который сейчас называется Выборг и принадлежит России. Однажды, в морозный январский вечер, Берта Сокк, которая была уроженкой этого города в те времена, когда он еще был финским, принесла для меня огромный энциклопедический справочник. 

Мамка, как я ее называл, родилась в 1914 году и была свидетелем того, как ее родной город перешел от русских к финнам и трагически вернулся к русским в 1944 году навсегда. 

 

Я назвал Берту мамой, потому что она любила меня как сына, которого у нее никогда не было. Она штопала мои носки, вязала мне жилетки для суровой финской зимы и угощала меня калитками - карельскими пирогами из ржаной муки, фаршированные рисом, приготовленном в молоке.

Когда мы познакомились, я был всего лишь американским бойфрендом ее дочери. Я жил в Финляндии чтобы получше изучить структуру финского языка. Но мы любили друг друга с самого начала и, в конце концов, она стала моей тещей.

Книга, которую она мне показала, была напечатана очень давно и являлась  уникальной букинистической реликвией. В ней рассказывалось о путешествии 31 000 этнических финнов, которые вместе со своими детьми оказались в изгнании, покинули Выборг, когда Красная Армия вторглась в их родной город и он навсегда стал частью Советского Союза.

 

Все они переехали жить в свободную, демократическую Финляндскую Республику. В семейной истории была даже детская фотография моей девушки, маленькой Хильки (она родилась в 1953 году).

Можете себе представить?  Когда-то образцовый город, с большими усадебными домами и садами, был полностью опустошен после того, как эту территорию уступили Сталину войска барона Карлом Густава Маннергейма, бывшего генерала-лейтенанта Императорской русской армии и, во время Второй Мировой Войны, главнокомандующего финскими Вооруженными Силами. 

 

После войны Выборг был заселен советскими гражданами. Советское уныние заменило Ганзейское очарование, которое когда-то сделало город таким привлекательным местом для гордых финнов. Грандиозные усадебные дома были сожжены дотла. Финские названия улиц были вычеркнуты, заменены на такие, как улица Пионеров или улица Красной Армии.

 

Итак. В апреле 1972 года я купил автобусный тур выходного дня в Ленинград из Хельсинки. Экскурсионный пакет для путешествий за 40 долларов покупался в основном молодыми финнами, желающими повеселиться, попить дешевой водки и заглянуть за железный занавес.

 

Когда автобус прибыл, меня закрыли в моем отеле, жилье под названием Sputnik. На улице меня окружили уличные дети, которые  продавали коммунистические медали Ленина или Сталина за дезодорант, жвачку или синие джинсы. “Purukumi”,- взмолились они, следуя за мной. “Mina ostan. Hyva hinta." Это были единственные финские слова, которые они знали, и переводились они так:  «Жевательная резинка. Я покупаю. Хорошая цена”.

Я хотел посетить Выборг, что лежит в 105 километрах к северу, но девушка, которую я встретил в баре, сказала мне, что было бы рискованно покинуть город без разрешения.

 

Моя идея заключалась в том, чтобы увидеть, где выросла моя финская мама, сделать несколько снимков и показать ей, что я там побывал, побывал в Выборге. Но квест этот выполнить было невозможно, как и весь этот Дон Кихотский поступок, по крайней мере, в эпоху Брежнева.

Но почти 40 лет спустя я сделал это. Осенью 2011 года я узнал легкий путь в Россию: нужно было взять круизный рейс в Санкт-Петербург из Стокгольма и возвращаться через Хельсинки. Если вы когда-либо обращались за Российской визой, вы знаете, что это кошмарный бюрократический  процесс, который обычно кончается полным разочарованием.

 

Read More