Обзор статьи Хлои Веллс.

«Выборг наш»: вспоминая о «потерянном городе» Финляндии. Обзор статьи Хлои Веллс.

Ключевой вопрос, который исследуется в статье — это почему те, кто жил (или те, чьи родители жили) в финском Выборге продолжают поддерживать и пытаются передавать следующему поколению такие сильные, позитивные, ностальгические воспоминания о городе и культуре, которые давно бы исчезли, если бы не сохранялись в памяти, воссоздаваемыми образами? Второй вопрос: каким целям служат эти воспоминания об идеальном, потерянном финском городе в контексте финской идентичности и национальной идеи. Автор также исследует механизмы формирования коллективной памяти и «постпамяти» (Postmemory - термин, введенный учёным, изучающим Холокост, Мэриэнн Хирш (Hirsch) для описания отношения последующих поколений к личным и коллективным травмам прошлого), и обращается к вопросу о том, как меняются представления об этом городе через поколения.

В стать констатируется, что идея «Выборг Наш» («Vyborg is ours») до настоящего времени широко распространена в финской культуре. Интересно, что эта формулировка так же берется автором в кавычки, как устойчивое выражение. Это можно сравнить с выражением «Крым наш», которое по понятным причинам в России приобрело в последнее годы частое употребление — прямое и ироническое. 

Выборг представлен в финской культуре как как «потерянный город», идеализированный финский город прошлого, и это помогает удерживать в памяти представления о Выборге как о финском городе, несмотря на геополитическую реальность. По утверждению автора статьи в финской современной культуре существуют два Выборга: воображаемый финский Выборг и нынешняя российская реальность, которые имеют мало общего. Территориально-географические представления населения Финляндии включают в себя в себя потерянную в ходе Второй Мировой войны Карелию как «естественную» часть финского достояния нации. Выборг, восточный форпост, может символизировать дихотомию между фактическими границами финского государства и образом «истинной» или даже «святой» границы 1812/1920 годов. Этот образ «святой» границы создается и поддерживается с помощью процессов пространственной социализации, особенно преподавания финской истории. 

 

Для тех, кто не может прочесть статью на языке оригинала, мы публикуем её заключение.

 

Заключение.

Способы, которые избирательно напоминают или способствуют забвению о Выборге, не так просты. Сложная смесь запоминания и забвения создает и поддерживает идею, что «Выборг наш», то есть финский. Ностальгические воспоминания о 1920-х и 1930-х гг. в Выборге резко окрашены в связи с внезапной и травмирующей потерей города в 1940 году и снова в 1944 году.

Выборг по-прежнему представлен в Финляндии как важное символическое место, символизм этот распространяется и на довоенный период. Город символизирует память, символизирует то, что Финляндия потеряла в результате Второй мировой войны, но смогла «сохранить живыми» образы и воспоминания об «идеальном» Выборге 1930-х годов, который существует только в историях его бывших жителей. Именно это придает Выборгу мифическую и ностальгическую ауру. 

Виртуальные сообщества (такие как группа Viipuri на Facebook) представляют собой постоянно меняющуюся и меняющуюся коллективную совместную память о Выборге, которая более детализирована, чем «черно-белые» истории, рассказанные в Viipuri-muistot, и определенно более живые и динамичные, чем модель Выборга в Лаппеенранте или его онлайн-партнере VirtualViipuri.

Память о Выборге и забвение, которые его окружают, - не статичные явления, а спорные процессы. Можно заметить, что однородная коллективная память, посвященная принадлежности Выборга, постепенно расширяется, охватывая, например, историю Гражданской войны. В средствах массовой информации, музеях и онлайн-сообществах это все же богатый черно-белый Выборг 1930-х годов и несколько ключевых зданий шведской и финской эпохи, которые доминирует над воображаемым городом. В настоящее время коллективная память о Выборге в Финляндии регулируется и ограничивается личными и коллективными воспоминаниями, которые выражают ностальгическое стремление к финскому Выборгу.

Лозунг «Выборг наш», подкрепленный «воспоминаниями» об идеальных финских селениях, вписывается в укоренившиеся представления о финской нации и территории, усиленной пространственной социализацией, и, таким образом, вероятно, будет продолжать доминировать. В моем предстоящем исследовании будут изучаться коллективные воспоминания о том, что Выборг передается следующему поколению, и считают ли они, что «Выборг наш». Чувства к Выборгу, которые могут быть переданы в качестве пост-воспоминаний, являются сильными, так как отвечают фундаментальным человеческим потребностям в идентичности и принадлежности. Прошедшие годы и смена поколений не всегда ослабляли эмоции горечи, гнева и ностальгии, которые насыщают воспоминания о Выборге.

Хлоя Веллс. Университет Восточной Финляндии.

Статья была представлена на 13-й Международной конференции Европейской ассоциации истории городов, в Хельсинки, в 2016 году.

 

Оригинал статьи: https://goo.gl/wV8V6U

Wells, Chloe. (2016). "Vyborg is ours": remembering a 'lost town' in Finland. Paper presented at the European Association for Urban History 13th International Conference, Helsinki, Finland August 24-27, 2016..